-->
Проект строительства нефтяной магистрали Самсун-Джейхан не может быть реализован без участия России, считает представитель Турции во Всемирном энергетическом совете Недждет Памир.
«Необходимо быть реалистами. Реалии заключаются в том, что проект Самсун-Джейхан не может быть претворен в жизнь без транспортировки по нему российской нефти», — сказал в интервью РИА Новости ведущий турецкий эксперт по энергетическим вопросам.
Нефтепровод Самсун-Джейхан планируется проложить от турецкого черноморского города Самсун до средиземноморского порта Джейхан. Он рассчитан на прокачку в год 60-70 млн. тонн нефти, позволит транспортировать нефть в обход проливов Босфор и Дарданеллы.
В октябре в Милане было подписано соглашение, по которому российские компании «Роснефть», «Транснефть» и «Совкомфлот», наряду с турецкой группой «Чалык» (Calik) и итальянской Eni, примут участие в строительстве и эксплуатации нефтепровода Самсун-Джейхан, а также в транспортировке, переработке и совместной продаже нефтепродуктов. Об интересе к проекту также заявил российский ЛУКОЙЛ.
Турецкий эксперт напомнил, что проект Самсун-Джейхан около 15 лет назад был разработан местной трубопроводной компанией «Боташ» (Botas).
«Затем от него на время отказались, так как турецкие власти отдали приоритет нефтепроекту Баку-Тбилиси-Джейхан. После пуска этой магистрали в 2006 г. ряд частных компаний вернулись к проекту многолетней давности», — заметил Памир.
«Российская сторона длительное время не проявляла интереса к проекту Самсун-Джейхан, не считая его экономически привлекательным и отдавая приоритет другим программам, в частности строительства нефтепровода Бургас-Александруполис. После замораживания новым правительством Болгарии ряда проектов с Россией в Москве сменили правила игры, объявив о проявлении интереса к проекту Самсун-Джейхан. Этим российская сторона дала понять болгарским властям, что у Москвы имеются другие альтернативы, в частности партнер в лице Турции, с которым она готова реализовать крупные и перспективные энергетические программы», — подчеркнул собеседник агентства.
«Россия прекрасно знает правила игры на рынке нефти и газа, так как экспорт энергоносителей является одной из важнейших составляющих ее бюджета. Более того, думаю, что Россия — лучший игрок на международном энергетическом рынке», — добавил турецкий эксперт.
По мнению собеседника, «Россия проводит совершенно грамотную и логичную политику». «Она не ограничивается проектом Самсун-Джейхан, а также работает над строительством в Джейхане нефтеперерабатывающего завода», — продолжил он.
Глава Минэнерго РФ Сергей Шматко сообщил в октябре, что Россия и Турция договорились о строительстве НПЗ в конечном пункте нефтепровода Самсун-Джейхан для совместной торговли нефтепродуктами.
По мнению Памира, если Россия «по тем или иным причинам» откажется от транспортировки своей нефти по магистрали Самсун-Джейхан, то поставлять по ней свое «черное золото» не станет и Казахстан. Эксперт напомнил, что о готовности присоединиться к проекту Самсун-Джейхан в ходе визита в Турцию в октябре заявлял президент центрально-азиатской республики СНГ Нурсултан Назарбаев.
«Оставшейся нефти, которая добывается западными компаниями вне пределов России и Казахстана, будет недостаточно для заполнения трубопровода и, соответственно, его рентабельности. В таком случае в реализации проекта Самсун-Джейхан возникнут задержки, а это негативно скажется на черноморском проливе Босфор, который с трудом выдерживает нефтяную нагрузку», — отметил Памир.
По прогнозам турецких властей, в 2010 г. объемы перевозки нефти через Босфор, разделяющий 12-миллионный Стамбул на европейскую и азиатскую части, возрастут до 200 млн. тонн.
Рост объемов перевозок энергоносителей через черноморские проливы (Босфор и Дарданеллы) увеличивает угрозу возникновения в них техногенных и экологических катастроф и побуждает власти Турции искать альтернативные варианты поставок на мировые рынки нефти и газа.
|