Прошло почти два месяца с тех пор, как вступил в силу новый режим расчета пошлин на нефть и нефтепродукты — система «60—66», призванная стимулировать добычу нефти и одновременно увеличить производство светлых нефтепродуктов. РБК daily узнала у компаний, как они оценивают действие нового налогового режима и сколько могут дополнительно заработать или потерять уже в ближайшем будущем.
Наибольшую выгоду, как ожидается, от введения нового налогового режима получит «Роснефть». Как рассказал источник в компании, по предварительным расчетам, новый режим увеличивает удельную EBITDA по сектору на 3,8 долл./барр. при цене нефти 100 долл./барр. По оценкам аналитиков, если предположить, что в четвертом квартале будет добыто порядка 210 млн барр. нефти, то EBITDA «Роснефти» вырастет приблизительно на 800 млн долл. В целом годовой эффект на 2012 год оценивается в 1,2—1,3 млрд долл., сообщала ранее компания на встречах с аналитиками. «Дополнительная прибыль пойдет, в частности, на модернизацию НПЗ, что позволит улучшить структуру выпуска продукции и частично компенсировать потери от снижения маржи переработки в результате изменения ставок экспортных пошли на нефть и нефтепродукты», — отметил источник. Кроме того, значимо расширяется число рентабельных скважин, которые компания может пробурить в будущем: это означает, что, например, в Западной Сибири «Роснефть» сможет держать устойчивый уровень добычи дольше, чем планировали ранее, пояснил собеседник в компании.
Новый налоговый режим позитивно скажется и на ЛУКОЙЛе, добыча которого в традиционных регионах в настоящее время падает. При цене 95 долл./барр. дополнительная прибыль компании может составить 450—500 млн долл., заявлял вице-президент компании Леонид Федун. Для «Газпром нефти» в зависимости от цен на нефть положительный эффект от применения режима «60—66» составит порядка 100—150 млн долл. в год, рассказали в компании. В ТНК-BP отказались сообщить, сколько компания дополнительно заработает от режима «60—66». Однако ранее финансовый директор компании Джонатан Мьюир отмечал, что реформа может повысить выручку компании на 500—600 млн долл. в год при средней цене нефти 75 долл./барр. После уплаты всех налогов это увеличит чистую прибыль на 200—300 млн долл. в год.
В «Башнефти» (единственной компании, которая несет непосредственные убытки от нового налогового режима) сообщили, что еще не завершили оценку результатов за октябрь. Однако, как сообщалось ранее, потери «Башнефти» в четвертом квартале могут составить 50 млн долл. Всего же выпадающие доходы компании могут достигнуть 150—200 млн долл. в год. В то же время компенсации, одобренные Госдумой, более чем в два раза меньше этих потерь: налоговая льгота для «Башнефти» составит лишь 10 млрд руб. в течение пяти лет и будет введена с 1 января 2012 года.
В компаниях признают, что режим «60—66» — лишь временная мера. «Новый режим не решает фундаментальных вопросов развития отрасли и предоставляет лишь краткосрочную передышку для решения неотложных проблем стабилизации добычи в Западной Сибири, компенсируя уже объявленное увеличение НДПИ в 2012—2013 годах, а также рост тарифов естественных монополий на транспортировку и электроэнергию», — пояснили в ТНК-BP.
Необходима дальнейшая разработка системы налогообложения нефтяной отрасли, считает финансовый директор «Газпром нефти» Алексей Янкевич. В частности, приводя в пример Мессояхский проект (включает Восточно-Мессояхское и Западно-Мессояхское месторождения), он отмечал, что пошлина на нефть на уровне 60% даже в сочетании с введением каникул по НДПИ не выводит проект в зону окупаемости. По его мнению, необходим новый системный подход к изменению налогообложения добычи, в частности, введение налога на сверхприбыль и снижение экспортной пошлины на нефть до 55%.
По мнению партнера и руководителя практики «ТЭК и ресурсы» консалтинговой компании Strategy Partners Петра Панова, такие резкие изменения в нефтеперерабатывающей отрасли не слишком оправданны. «Вектор государственной политики определен правильно, однако необходима долгосрочная стратегия для всей нефтеперерабатывающей отрасли и планомерная работа по ее модернизации. Проводить ее должны последовательно государство совместно с бизнесом, ведь инвестиционный горизонт в отрасли составляет 10—15 лет», — поясняет эксперт. Кроме того, экономика нефтеперерабатывающей отрасли определяется совершено другими факторами, нежели цены на сырую нефть. Следовательно, и рычаги регулирования ее не должны быть привязаны к ценам на нефть, как это остается до сих пор в рамках предложенного режима «60—66», подытожил г-н Панов.
Екатерина Сафонова
|