Как сказал один из саудовских магнатов: "Каменный век закончился не потому, что закончились камни. И нефтяной век закончится не тогда, когда закончится нефть". Что касается электромобилей и водородных автомобилей - у меня есть большие сомнения. По электромобилям ситуация следующая. Ожидалось, что в тех странах и регионах, где они распространены, упадет потребление бензина и нефтепродуктов. Потребление бензина там действительно падает, а вот потребление нефти растет на 20 процентов. В больших городах электроэнергию вырабатывают ТЭЦ. Основным источником на ТЭЦ является мазут. Выработка, передача, хранение и использование электроэнергии в автомобиле намного более затратный процесс, нежели использование бензинового топлива. Что касается водорода, то производство автомобилей с водородным двигателем пока достаточно дорого. Устройства для хранения водорода громоздки. Что касается запрета двигателей внутреннего сгорания в Германии. Тот, кто примет это решение, через два дня может смело отправиться в отставку. Немцы - люди очень экономически подкованные, считают каждую копейку. Покупать машину, которая стоит в два раза дороже обычной, никакой немец, конечно же, не станет. Действительно, сейчас есть надежда на то, что будет разработан способ разложения воды на кислород и водород с дальнейшим использованием топлива для автомобильных двигателей, отопления домов и прочих нужд. В природе такой процесс есть. Это фотосинтез. Что касается технологии - есть окись титана, которая может быть катализатором. Но там разложение идет очень медленно. Пока решить эту технологическую проблему никому не удалось. Кстати, значительная доля запасов титана находится в России. Так что развитие этой технологии будет только нам на руку. Все эти вопросы - не о текущей ситуации, а о дальнейших перспективах. Нефть и газ используются не только как топливо. Нефтехимия, газохимия, другие отрасли... Потребность в углеводородах будет всегда. Новые виды двигателей приживутся не скоро. Для них нужны объемные аккумуляторы. Графеновые аккумуляторы решают проблему, у них многие показатели лучше, чем у двигателей внутреннего сгорания. Но есть существенный недостаток. Чем ниже температура окружающей среды, тем ниже их емкость. И если в Африке они пойдут на ура, то в России, Канаде или Скандинавии не та климатическая зона, чтобы делать ставку на такие автомобили. Иначе придется по вечерам вытаскивать аккумуляторы из машины и тащить их домой. Рустам Танкаев
|